Распределите слова по трём группам: а) количество букв и звуков в слове совпадает;б) букв в слове

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 23.12.2023 23:33 2936 Одушкина Юлия

116. Перепишите данные предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Сделайте

Ответов: 1

Русский язык 24.12.2023 05:23 1667 Брыкова Валерия

10. В какой строчке все слова написаны верно: РешОтка, врачОм, тушОный КапюшОн, ночОвка, жЕлудь

Ответов: 1

Русский язык 24.12.2023 16:44 1798 Копецкая Милена

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Ёж и теленок Теленок встретил ежа. Ёж свернулся

Ответов: 1

Русский язык 25.12.2023 15:57 565 Кузьмин Демьян

Укажите правильный вариант употребления деепричастного оборота: а) Встретив друга, я был вынужден

Ответов: 1

Русский язык 30.01.2024 18:10 1063 Бабаев Тимур

Задание 2 / 11 Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 1 часть», расположенным справа.

Ответов: 1

Русский язык 30.12.2023 00:21 3134 Шапилова Полина

1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки

Ответов: 1

Русский язык 24.12.2023 05:35 235 Pushkar Dima

Люди помогите!  Задали написать инструкцию по завязыванию шнурков в научном стиле. 

Ответов: 1

Русский язык 01.01.2024 11:23 869 Сон Ната

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого

Ответов: 1

Русский язык 30.12.2023 21:53 800 Иманаев Паша

. Слова, употребленные без учета их семантики, за­мените нужными. Аргументируйте свой выбор.

Ответов: 1

Русский язык 06.02.2024 01:48 196 Горст Диана

Укажи номера предложений, в которых речи средством выразительности является метафора. 1) Дедушка

Ответов: 1

Слайд 19место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге, кнИг,

кнИгами; вернУсь, вернЁшься, вернУтся, — но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья; плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение — подвижное. «Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное)« Сравните: зелЁный, победИть, вЕсело ижелЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, — предлоги, частицы, союзы: под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении

Слайд 21

Поэтическая фонетика — это приемы звуковой выразительности. Поэтическая фонетика изучает использование звуковых сочетаний в поэтической речи.

Звукопись — повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи:Повстречал я того,∕∕ Кто жил в маленьком доме ∕∕ Вместе с кошкой,
Собакой, ∕∕ Синицей. ∕∕ И, кроме ∕∕ Них, ∕∕ Там жила пятнистая ∕∕ Божья коровка.Аллитерация — повторение однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе: .
Вкусный ЧАЙ готовит ЧАЙка.
Не ленись, гостей встреЧАЙ-ка!
ЧАЙник ставь на столик чайный,
И сервиз необыЧАЙный!
И спешат пить ЧАЙ у ЧАЙки
Все мыЧАЙки и рыЧАЙки.Ассонанс — повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки: Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
С. Есенин

Вопрос школьника по предмету Русский язык

1.Распределите слова по трём группам:
а) согласный перед Е произносится твердо;
б) согласный перед Е произносится мягко;
в) возможно вариативное произношение:
дезодорант, рейтинг, компьютер, бутерброд, менеджер, деградировать, темп, патент, пресса, фанера, резюме, энергия, шинель,, , бизнесмен, термос
2.Распределите слова по трём группам:
а) количество букв и звуков в слове совпадает;
б) букв в слове больше, чем звуков;
в) звуков в слове больше, чем букв:
Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, моя, радостный, компьютер
3.Сколько раз звук встречается в данной пословице:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож
4.Распределите слова по группам:
а) ударение падает на первый слог;
б) ударение падает не на первый слог;
в) в слове возможна вариативная постановка ударения
Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,
5.Приведите примеры слов, в состав которых входят:
только твердые согласные;
только мягкие согласные звуки.
6.Затранскрибируйте:
Утренний поезд
7.В приведённых словах расставьте ударение
августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, танцовщица, балованный, баловень, баловник, .
8.Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
заяц, лауреат, мелодия, батарея,
9.Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:
афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный,преЕмник, опЕка, многожЕнец, крЕстный отец, крЕстный ход
10.Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
Ужа ужица съест на ужин.
К. Бальмонт
Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:
призЫвный – призывнОй;
харАктерный – характЕрный;
языковАя – языкОвая.
11.Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.
Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта
Обязательно сохраните работу. высылать не нужно

Слайд 8 Фонетической транскрипцией

называется точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна буква. Основные правила транскрипции
В транскрипции:
1.  Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – .
Текст записывается так, как он произносится.
3.  Не употребляются прописные буквы.
4. Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.
5. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.
.

Фонетическая транскрипция

мёд –медок Медведь

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

Обобщение изученногоУрок 58. Фонетика. Орфоэпия

Цели: разобрать сложные вопросы фонетики и орфоэпии; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ практической работы (сочинения)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

В течение нескольких уроков мы будем кратко повторять все темы школьного курса русского языка. Будем выполнять тестовые задания, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ.

Начнём с фонетики и орфоэпии. (См.: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс (уроки 6 — 9). В заданиях ЕГЭ обязательно есть задание по темам этого раздела (В ЕГЭ-2012 это задание А1).

Ещё раз подчеркнём, что в заданиях по фонетике важно помнить о несовпадении букв и звуков во многих случаях. Буквы — это графическое обозначение звуков

В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания — забыть о правописании и слушать, как звучит слово.

Орфоэпия — совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. Орфоэпия изучает также правила постановки ударения.

Важно понимать, как фонетика и орфоэпия связаны с орфографией. 2

Объяснительный словарный диктант

2. Объяснительный словарный диктант

— Запишите слова, объясните их правописание.

Сдача, нянчить, наотмашь, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, мягче, лестница, фотосъёмка, вечный, невтерпёж, исподлобья, сжечь, трёхэтажный, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, шимпанзе, мощность, лёгкий, мужчина, женщина, вскрикнуть, двухъярусный, варежки, приёмник, просьба, ложь, поездка.

  — Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Январский, приёмник, поездка.)

  — Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Нянчить, наотмашь, отрежьте, гигантский, фальшь, лестница, сжечь, сельдь, сбрить, прилечь, мощность, мужчина, вскрикнуть, просьба, ложь.)

  — Назовите слова, в которых есть только твёрдые согласные звуки. (Наотмашь, шимпанзе, ложь.)

3. Практическое задание

  — Укажите предложения с нарушением норм ударения, расставьте ударения правильно.

1) Обеспече́ние бро́ни на железнодорожные билеты транзитным пассажирам возложено на начальника вокзала. (Обеспе́чение.)

2) Мне почему-то жмёт левая ту́фля.

3) По догово́ру первая линия нефтепрово́да должна быть готова во втором кварта́ле.

4) Говорят, танцовщицам нельзя есть торты́, чтобы не растолстеть. (Танцо́вщицам, то́рты.)

5) Кулинарная книга находится в кухо́нном шкафу. (Ку́хонном.)

6) Приятно весной поесть суп из щавеля́.

7) Расписная пиала́ красиве́е обычной посуды. (Краси́вее.)

8) Разрешите предло́жить вам руку и сердце! (Предложи́ть.)

9) Этот стиральный порошок облегчит вам стирку. (Стира́льный, облегчи́т.)

  10) В вынесении такого приговора большую роль сыграли экспе́рты.

  4. Тест

(См.: КИМы, задания по фонетике и орфоэпии + задания нового демоварианта ЕГЭ.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить тему «Лексика. Фразеология».

ПредыдущаяСледующая

Ответ учителя по предмету Русский язык

Ответ:

1. а) Согласный перед Е произносится твердо:

Компьютер,бутерброд,деградировать,темп,резюме,энергия,

тест,термос.

б) Согласный перед Е произносится мягко:

Академия,демократический,патент,пионер,пресса,фанера,

федеральный,шинель,термин,термометр.

в) Возможно вариативное произношение: Дезодорант,рейтинг,менеджер,бизнесмен.

2. а) Дротик, компьютер.

б) Бульон, солнце, боль, тетрадь, радостный.

в) Маяк, моя.

3. Ответ: 4

4. а) Колледж, кашлянуть, мастерски,мизерный, свекла, навзничь, сливовый, иконопись, искра

б) Каучук, пурпур, еретик, договор, мусоропровод, закупорить

в) Комбайнёр.

5. а) Помогу, дорога, радуга, вагон.

б) Флаг, нос, лук, мыло, серый.

6.  

7.  Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, облегчИть, включИт, звонИт, запломбировАть, щавЕль, хвОя, досУг, усугубИть, квартАл, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк.

8. Лауреат.

9. 1) Ё- Афера, новорожденный, острие, свекла, дареный, осведомленный, гренадер, издевка, желоб, платежеспособный, шерстка, щелка, многоженец, многоженство, крестный отец.

2) Е- Преемник, опека, крестный ход.

10. В данном тексте использована аллитерация — это повторение одинаковых или однородных согласных звуков в отрезке текста, в данном случае повторяется звук Ж.

ПризывнОй возраст, призЫвный звук.

ХарАктерный человек, характЕрный прием.

ЯзыкОвая колбаса, языковАя панель.

11. Шт — Что, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то,

кое-что, что-нибудь, ни про что.

Чт — Ничтожество, нечто, почтение, почта.

(Отметь как лучший пж очень долго делал)

Место удаарения

По месту выделяемого слога в слове различаются:

фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.

Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное.

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики.

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал . иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите. Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести . (в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) — побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.

Видео:Английское произношение — 6 секретов. Придыхание / аспирацияСкачать

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Выплаты и льготы для студентов в 2021 году

Время чтения: 14 минут

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Зачётные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. — Г. Н. Потапова 2020

Работа № 8. Фонетика. Орфоэпия

Вариант 1

1. Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласного.

Берёзка

ярость

лавка

отъезд

южный

косьба

выставка

чувство

Ответ:

Берёзка, лавка, отъезд, выставка, чувство.

2. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке.

Счас..ливый, селё..ка, тен..ис, юб..лей, осл..пительный, с..лют, осм..треть, параш..т, поз..ний, сроч..но.

Ответ:

Счастливый, селёдка, теннис, юбилей, ослепительный, салют, осмотреть, парашют, поздний, срочно.

3. Выпишите слова, распределив их на две группы: 1) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука; 2) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я смягчает предшествующий согласный.

Ельник, песня, лес, маяк, берёза, юбка, мягкий, друзья, ёмкий, звёзды.

1) …

2) …

Ответ:

1) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука: ельник, маяк, юбка, друзья, ёмкий;

2) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я смягчает предшествующий согласный: песня, лес, берёза, мягкий, звёзды.

4. Расставьте в словах ударение.

Дала, каучук, партер, цемент, дефис, квартал, красивее, кухонный, облегчить.

Ответ:

Дала́, каучу́к, парте́р, цеме́нт, дефи́с, кварта́л, краси́вее, ку­́хонный, облегчи́ть.

5. Работа с текстом.

(1) Однажды вечером пошёл сильный дождь. (2) Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл открывать. (3) У ворот стояла принцесса. (4) Вода стекала с её волос и платья прямо в башмаки и выбегала из пяток.

(По Г.-Х. Андерсену)

Выполните задания

1. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие.

2. Из предложения 4 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки твёрдые.

3. Из предложения 4 выпишите слова, в которых есть буква, обозначающая два звука.

4. Из предложения 2 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного.

5. Произведите фонетический разбор слова стояла.

6. Слова из предложения 4 запишите в алфавитном порядке.

Ответ:

1. Все согласные звуки звонкие в слове однажды

2. Вода, волос

3. Её, платья

4. Постучали, открывать

5. Стояла — стоя́ла,

С — — согласный, парный глухой, парный твердый

т — — согласный, парный глухой, парный твердый

о — — гласный, безударный

я — — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

— гласный, ударный

л — — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твердый

а — — гласный, безударный

В слове 6 букв, 7 звуков.

6. Башмаки, вода, волос, выбегала, платья, прямо, пяток, стекала.

Вариант 2

1. Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласного.

Молотьба

друг

столик

сделать

здание

футбол

дуб

экзамен

Ответ: друг, дуб

2. Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.

В..ранда, ненас..ный, брош..ра, щ..пальце, сла..кий, д..лина, н..зина, в..ренье, сув..нир, веч..ный.

Ответ:

Брошюра, варенье, веранда, вечный, долина, ненастный, низина, сладкий, сувенир, щупальце.

3. Выпишите слова, распределив их на две группы: 1) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука; 2) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я смягчает предшествующий согласный.

Тёплый, юркий, дело, вьёт, яхта, мех, сердечный, яркий, няня, поёт.

Ответ:

1) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука: юркий, вьёт, яхта, яркий, поёт;

2) слова, в которых одна из букв Е, Ё, Ю, Я смягчает предшествующий согласный: тёплый, дело, мех, сердечный, няня.

4. Расставьте в словах ударение.

Диалог, звонишь, красивее, на доску, жила, облегчить, щавель, кухонный, сантиметр.

Ответ:

Диало́г, звони́шь, краси́вее, на до́ску, жила́, облегчи́ть, щаве́ль, ку́хонный, сантиме́тр.

5. Работа с текстом.

(1) Старая жаба сидела в тине и убирала жильё тростником. (2) Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу. (3) На этом листочке сидела Дюймовочка. (4) Жаба взяла листик и уплыла, а девочка осталась в стороне.

(По Г.-Х. Андерсену)

Выполните задания

1. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие.

2. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки мягкие.

3. Из предложения 1 выпишите слова, в которых есть буква, обозначающая два звука.

4. Из предложений 1, 2 выпишите слово, в котором есть непроизносимый согласный.

5. Произведите фонетический разбор слова сидела.

6. Слова предложения 4 запишите в алфавитном порядке.

Ответ:

1. Жаба, убирала, жильё

2. Тине

3. Старая, жильё

4. Тростником

5. Сиде́ла 3 слога

С — — согласный, парный глухой, парный мягкий и — — гласный, безударный д — — согласный, парный звонкий, парный мягкий е — — гласный, ударный л — — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый а — — гласный, безударный

В слове 6 букв, 6 звуков.6. Взяла, девочка, жаба, листик, осталась, стороне, уплыла.

ПредыдущаяСледующая

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал компьютеров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: