Техника безопасности в кабинете информатики

Техника безопасности в кабинете информатики

Введение

Возможность получить негативные последствия от применения компьютерного оборудования примерно такая же, как и при использовании других бытовых приборов. Ведь считается общеизвестным, что важным является соблюдение мер безопасности и при использовании микроволновых печей, утюгов или электрочайников.

Если пользователь пренебрегает элементарными рекомендациями, то это может иметь для него самые серьезные последствия. Персональные компьютеры являются такими же потенциальными источниками угроз для здоровья, имущества и даже жизни пользователей.

Нанесение непрямого вреда, который может быть заметен не сразу, заключается в следующих моментах:

  1. Наличие огромной отрицательной нагрузки на зрение, которая может стать причиной его необратимого ухудшения, а также покраснений и синдрома «сухого глаза».
  2. Наличие неправильной позы при работе за персональным компьютером способно вызвать разнообразные заболевания суставов, грудной клетки и периодические боли разного характера.
  3. Бомбой замедленного действия может быть чрезмерная нагрузка на психику пользователей. Требуется постоянная концентрация внимания пользователя на большом количестве деталей и смене картинок на экране дисплея, которая может стать причиной переутомления

Введение

Актуальность темы исследования. Вероятность негативных последствий от использования компьютера такая же, как и при эксплуатации другой бытовой техники

Ведь общеизвестно, что важно соблюдать меры безопасности с микроволновой печью, утюгом или электрочайником.потенциальный источник угроз для здоровьяНепрямой вред, который незаметен сразу, это ущерб здоровью:

уже ни у кого не вызывает сомнений в существовании огромной негативной нагрузки на зрение, которое становится причиной его необратимого ухудшения, покраснений и синдрома «сухого глаза»;
неправильная поза при работе за компьютером вызывает многочисленные заболевания суставов, грудной клетки и регулярные боли различного характера;
бомба замедленного действия – чрезмерная нагрузка на психику пользователя

Необходимость постоянно концентрировать свое внимание на многочисленных деталях и смене картинок на мониторе становятся причиной переутомления.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

2.4.  Причины и 
последствия информационных революций 

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение
веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала
примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план
вышла проблема овладения энергией — сначала тепловой, затем электрической,
наконец, в XX веке — атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое
производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни
людей и изменить характер их труда.                                                                             

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и
запомнить информацию об окружающем мире.

 В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных
революций.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась
возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим
поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением
книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением
электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно
передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением
персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими
объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных
технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на
темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об
«информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов
информации.

В результате в качестве средства для хранения,  обработки и передачи
информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.

Почему общество называют информационным?

Примеры сетевых обществ

Сетевые общества стали все более распространенными в современном мире, и существует множество примеров таких обществ:

  1. Социальные сети: Один из самых популярных примеров сетевых обществ — социальные сети, такие как Facebook, Instagram, Twitter и LinkedIn. Эти платформы позволяют людям со всего мира создавать профили, обмениваться информацией, контактировать с другими людьми и строить социальные и профессиональные связи.

  2. Википедия: Википедия — это коллективное общество, которое создается и управляется сообществом участников. Они совместно пишут, редактируют и поддерживают содержимое этой энциклопедии, что позволяет пользователям со всего мира получать доступ к знаниям и делиться своими знаниями.

  3. Форумы: Форумы в интернете позволяют людям общаться на определенной тематике, обмениваться мнениями и задавать вопросы. Это отличный пример сетевого общества, где люди с разных частей мира могут взаимодействовать и делиться информацией.

  4. Коллаборативное программирование: Онлайн-платформы, такие как GitHub, позволяют разработчикам работать над программными проектами вместе, совместно вносить изменения и делиться кодом. Это пример сетевого общества, где люди с разных мест могут сотрудничать и создавать что-то новое вместе.

  5. Краудсорсинг: Краудсорсинговые платформы, такие как Kickstarter или Indiegogo, позволяют людям финансировать и поддерживать различные проекты. Это сетевое общество, где участники объединяют свои ресурсы для достижения общей цели.

Это только некоторые из примеров сетевых обществ, которые существуют в наше время. Сетевые общества продолжают развиваться и влиять на различные сферы нашей жизни. Они способствуют связности, обмену информацией и сотрудничеству между людьми, что делает их важным аспектом нашей современной культуры.

2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного
общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе
философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший
советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского
философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock»
(Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980)
у нас переводились.

         Тоффлер,
как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального
общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования,
информационное общество.

         Превращение
общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией,
которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из
двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и
сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и
протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют
«нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж.
Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ  UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и
совершала 5 тысяч операций в секунду).                    Второй
значительный этап
компьютерной революции начинается с создания первых
персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а)    волоконно-оптических технологий;

б)    спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке
множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная
индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но
вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать
национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары
широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень
жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность
по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США — один из признанных лидеров мировой политики, контролирует
более 40 % рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем
вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных
технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех
имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными
компьютерами, а 20 % — модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Существуют и иные карточки, но наиболее часто встречающиеся мною названы.

3) Стандартизация. В информационном обществе отмечается
тенденция к индивидуализации во всем.

4) Концентрация. Принцип концентрации производства,
повлекший концентрацию населения в больших городах сменится в информационном
обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное
производство — производство знаний — не привязано к источникам ископаемых
ресурсов.

Компьютеры можно завезти в любую точку земного шара, из любой точки можно
войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать
книгу, рассчитать проект, составить отчет и так далее).

5) Максимизация. Принцип максимизации, обусловивший
строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских
институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных
коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами
устанавливать для себя удобный режим работы.

6) Централизация. Принцип централизации сменится принципом
децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs —
город) — снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в
существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает.

Тоффлер отмечает также,  что в социально-политической сфере и области
международной экономики информационные технологии открывают совершенно
небывалые перспективы.

В настоящее время существуют все предпосылки для:

1) создания глобальной экономики (первым шагом в этом
направлении стала Объединенная Европа);

2)   решения социальных проблем.

Открытость информации делает личность более сильной, а государственную
власть — более зависимой от граждан. Телекоммуникационные сети создают 
возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении
государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений,
игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства.

Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории
информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего
человечества отношений к целям и задачам производства.

Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не
войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям 
информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического
сознания.

Главным вопросом, решение которого обусловит развитие производства,
должен стать не вопрос «как?», а вопрос «почему?».

Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество,
Россия, как все развивающиеся страны, стоит на его пороге.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты
нового общества: слишком быструю изменчивость  жизни, связанное с ней чувство
неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы,
которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие
– характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», — написал Тоффлер.
«Футуршок» – буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер,
он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми
поколениями, им приходится создавать собственные.

Продолжительность

Это относится к количеству времени, в течение которого человек находится в статичном положении для выполнения данной задачи. Чем дольше используется одна и та же мышца или группа мышц, тем выше вероятность как локальной, так и общей усталости. Вот почему перерывы на отдых или смена задач так важны для уменьшения длительных статических поз и тем самым снижения риска травм

Также важно использовать вспомогательные приспособления, такие как подставки для ног, держатели копий, регулируемые стулья и подставки для клавиатуры, чтобы свести к минимуму усталость групп мышц, не задействованных непосредственно в работе за компьютером

Особенности формирования, что лежит в основе

Характерные признаки

Как и любому явлению в мире, информационному обществу присущи не только положительные признаки, но и черты, которые негативно влияют на социум.

К положительным признакам относится:

  1. Высокая роль информации, знаний, технологий. Сегодня в мире наблюдается небывалый рост объема информационных потоков во всех сферах человеческой деятельности. Легкодоступность знаний позволяет людям расширять свой кругозор, не выходя из дома. Информация является одним из основных факторов развития технологий и прогресса.
  2. Рост людей, занятых в отрасли информационных технологий. Стремительное развитие информационных технологий привело к изменению структуры занятости. Они успешно внедряются практически во все сферы профессиональной деятельности, автоматизируя рабочий процесс. Наиболее активно роль информации растет в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), научных и технических услуг.
  3. Увеличение информатизации общества. Под информатизацией подразумевается удовлетворение информационных потребностей общества. Современные информационные технологии придают распространению информации массовый характер. Относительная доступность телефонов, компьютеров, интернета и других коммуникационных систем ускоряет процесс информатизации общества.
  4. Образование глобального информационного пространства. Этот признак отражен в глобальной унификации информационной индустрии на фоне растущей роли информации и знаний. Люди из разных уголков стран имеют одинаковый доступ ко всему контенту, представленному в сети.
  5. Электронная демократия, правительство, государство. Форма демократии, в рамках которой активно используется ИКТ в качестве основного инструмента для коллективных и административных процессов на всех уровнях. Это позволяет власти быть более мобильной и доступной для граждан. При этом у населения появляется возможность влиять на принятие политических решений. Для этого проводятся электронные голосования, создаются порталы, где любой гражданин может оставить отзыв о работе конкретной правительственной структуры и т. д.
  6. Информационная экономика. Современные технологии позволяют мировой экономике развиваться на новом инновационном рынке. Сами информационные технологии превратились в отдельный прибыльный бизнес, который отвечает информационным запросам и потребностям потребителей. Информация стала пониматься как ресурс, который представляется предметом купли-продажи. Такое понимание информации и ее движение в качестве товара способствуют формированию и развитию рынка информации.

К негативным тенденциям информационного общества причисляют:

  1. Информационное неравенство, которое заключается в неравномерном распространении информации. Разная степень доступности отражается в том, что преимущества информационного общества одной части общества приносят рост и достаток, а другая часть при этом становится более уязвимой.
  2. Проблема достоверности информации возникает из-за ее большого объема. Она сопровождается сложностями в отборе качественных и достоверных сведений среди тысячи альтернативных вариантов.
  3. Осуществление тотального контроля за людьми. С развитием информационных технологий все большую значимость приобретает проблема конфиденциальности личных данных. В базах данных сохраняется вся информация, которую мы когда-либо упоминали на просторах интернета. Активное присутствие человека в сети делает его более уязвимым для контроля.
  4. Вмешательство в частную жизнь человека. Информационные технологии способны разрушить частную жизнь и отрицательно влиять на деятельность организаций.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:

  • соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
  • занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
  • заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
  • немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
  • немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

  • на помощь и консультацию преподавателя;
  • отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
  • самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.

Правила безопасности до начала работы с оборудованием

  1. Запрещается заходить в класс с продуктами питания, громоздкими вещами, в головных уборах и верхней одежде.
  2. Запрещается заходить в компьютерный класс в грязной одежде и обуви.
  3. Не разрешается беседовать, отвлекать соседей, шуметь.
  4. Запрещается вставать с места, ходить и бегать по классу.
  5. Персональные гаджеты учеников (мобильные телефоны, планшеты) необходимо отключать и убирать в сумки.
  6. Нельзя использовать несколько компьютеров в течение одного учебного занятия.
  7. В начале работы каждому учащемуся следует внимательно осмотреть свой компьютер и проверить, не повреждено ли оборудование. Если да, сразу сообщить преподавателю.
  8. Нельзя включать или выключать оборудование компьютерного класса без позволения учителя.
  9. Также учащимся не разрешается включать/выключать напряжение в сети в классе.

Цифровые неравенства

Цифровые неравенства – это различия в доступе к информационным технологиям и возможностям их использования. Они могут быть связаны с экономическими, социальными, географическими и культурными факторами, которые влияют на доступность и использование цифровых ресурсов.

Одной из главных причин цифровых неравенств является экономическая непригодность. Некоторые люди не могут себе позволить использование современной информационной технологии, так как они дороги и требуют дополнительных затрат на обучение и поддержку. Это может быть особенно актуально для низкодоходных групп населения и жителей отдаленных районов.

Социальные факторы также играют важную роль в формировании цифровых неравенств. Некоторые группы населения, такие как пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и низкоквалифицированные работники, могут испытывать трудности с использованием информационных технологий из-за недостаточной подготовки или недоступности соответствующих обучающих программ и услуг.

Географическое распределение информационно-коммуникационных технологий также вызывает неравенство. В некоторых регионах мира отсутствует доступ к широкополосному интернету или он ограниченной скорости. Это создает проблемы в получении актуальной информации, образовании и доступе к электронным услугам.

Наконец, культурные факторы могут сказываться на цифровом неравенстве. Различные культуры могут иметь разные представления о значимости информационных технологий и их использовании. Некоторые культуры могут придавать им большое значение и предоставлять широкие возможности для доступа и обучения, в то время как другие культуры могут быть менее заинтересованы в вопросах цифровизации и инноваций.

Для устранения цифровых неравенств необходимо предпринимать различные меры. Это может включать в себя развитие инфраструктуры информационных технологий, обучение населения основам компьютерной грамотности, снижение стоимости и повышение доступности технологий, а также создание социальных программ, направленных на включение всех групп населения в цифровое общество.

Гигиенические требования

Согласно действующим санитарным правилам и нормам к персональным компьютерам, используемым в деятельности сотрудников, применяются условия о соответствии следующих параметров действующим нормативам:

  • звуковое давление;
  • характеристики временных электромагнитных полей, создаваемых компьютерами;
  • визуальные параметры устройств для отображения информации;
  • концентрация вредных веществ, выделяемых техникой в атмосферный воздух помещения;
  • мощность экспозиционной дозы генерируемого мягкого рентгеновского излучения;
  • коэффициент отражения и блесткость;
  • яркость и контрастность;
  • другие параметры.

Общие требования к организации и оборудованию рабочих мест

Действующее законодательство выделяет основные нормы, которых требует работа у компьютера в постоянном режиме:

  • рабочие места изолированы друг от друга и обеспечиваются организованным воздухообменом. Если занимающие их сотрудники заняты творческой деятельностью, следует оборудовать их места перегородками высотой 1,5-2 метра;
  • конструкция кресла регулируется, чтобы обеспечить соответствие его положения индивидуальным физическим параметрам сотрудника. Его поверхность должна быть нескользящей и гарантировать возможность легкой чистки;
  • конструкция стола должна обеспечивать рациональное и удобное размещение имеющегося оборудования и иметь коэффициент отражения, не превышающий 0,7.

Требования к помещениям с копмьютерами

Правила выполнения работ за компьютером устанавливают следующие требования к помещениям:

  • помещения должны иметь оконные проемы для проникновения естественного света, ориентированные преимущественно на север или северо-запад. Работа в офисах без естественного освещения допускается только после проведения высокоточных расчетов, обосновывающих эквивалентность организованного искусственного освещения нормативам естественного света;
  • окна в помещении следует оборудовать устройствами для регулирования яркости естественного освещения, такими как шторы, жалюзи и проч.;
  • допустимая площадь одного рабочего места сотрудника должна составлять не менее 6 квадратных метров, а при условии, что в работе используются плоские мониторы компьютеров жидкокристаллического или плазменного типа – 4,5 квадратных метра;
  • внутренняя отделка помещений должна производиться с использованием материалов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения. Максимальный коэффициент отражения используемых при отделке материалов составляет для потолка – 0,8, для стен – 0,6, для пола – 0,5;
  • помещения должны находиться вдали от силовых кабелей, высоковольтных трансформаторов и другого оборудования, способного создавать помехи для офисной техники. В комнатах необходимо организовать защитное заземление, обеспечивающее безопасную работу компьютеров.

Правила размещения монитора

Обязательные нормы по технике безопасности требуют обеспечения следующих нормативов при размещении монитора:

  • расстояние между столами сотрудников составляет не менее 2 метров, а между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 метра;
  • экран используемого монитора находится на расстоянии 0,6-0,7 метра от глаз работника.

При этом электростатический потенциал дисплея не должен превышать 500 В.

Режим труда и отдыха при использовании компьютера

Безопасные правила поведения и техники выполнения трудовых операций приводятся инструкци по охране труда. В зависимости от категории выполняемой работы и уровня зрительной нагрузки, приходящейся на сотрудника в течение смены, суммарное время перерывов в зависимости от ее продолжительности составляет:

  • при 8-часовой смене – от 30 до 70 минут;
  • при 12-часовой смене – от 70 до 120 минут.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал компьютеров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: